Не бойся пробовать новое

Осваивать новое страшновато? Да! Но еще страшнее «законсервироваться», перестать развиваться и получить эмоциональное выгорание от скуки!
Людмила Улицкая работала биологом до 50 лет — а потом «вдруг» начала писать талантливую прозу. Успешный издатель Вероника Белоцерковская стала кулинарным блогером и открыла собственную гастрономическую школу. Д. Р. Толкиен много лет преподавал англосаксонский язык и литературу — а однажды стал сочинять для своих детей сказку про хоббитов, которая стала основой знаменитого «Властелина колец». Слава и богатство пришли Толкиену в 62 года. Полковник Сандрес — основатель всемирной сети фастфуда KFC — начал готовить блюда из курицы, выйдя в отставку в 40 лет.
Признание и деньги стали следствием куда более важных процессов в жизни этих людей. Радость от постижения нового, глубинный контакт с самим собой, счастье самореализации — вот главные бонусы, которые мы получаем, когда решаемся попробовать нечто неведомое. Да, для этого приходится прилагать усилия, отвергать стереотипы и сражаться с собственными страхами. Как сделать это максимально эффективно, мы беседуем с психологом Лесей Ковальчук.
Считается, что в детстве и юности мозг более способен к обучению, чем в более зрелом возрасте.
С точки зрения физиологии -возможно. Хотя последние научные исследования показывают: в 50-60 лет наш головной мозг функционирует максимально продуктивно, образуются новые нейронные соединения (правда, при условии активного образа жизни). Я глубоко убеждена, что настрой и образ мышления (а не возраст) определяют то, насколько эффективно наш мозг будет усваивать новую информацию. Обучиться можно абсолютно всему в любом возрасте. Это вопрос времени, средств и усилий.
Мол, куда ж в моем возрасте в институт поступать (учить английский/осваивать вождение)… Это связано с общественными стереотипами («учеба — дело молодых»). Кроме того, отзывается и советское наследие: в то время профессия определялась раз и навсегда, после вуза человек получал распределение, и мысли о смене жизненного «курса» у него зачастую даже не возникали. Конечно, были курсы повышения квалификации — но в рамках заданной системы.
Сейчас времена изменились. Я знаю людей, которые круто поменяли профессию в 30, 40,50 лет. Необязательно разворачивать свою жизнь радикально. Но стоит постоянно осваивать новое — может быть, это приведет к смене деятельности, а может, и нет. Важнее другое. Когда мы приобретаем новые знания, наше внутреннее «Я» становится больше и крепче. Знания дают свободу, расширяют наши умения, заработки, круг общения, дарят новые впечатления. Это потрясающе интересно — учиться. Человек остается молодым до тех пор, пока он учится. И напротив, позиция «я знаю лучше всех», менторский тон — признак душевного одряхления.
Если осваивать что-то новое так здорово, то почему большинство людей при этом испытывают страх? Стремление учиться естественно для человеческой природы. Нежелание осваивать новое (и таящийся за этим страх) обычно закладывается еще в детстве. Каждый год в сентябре-октябре ко мне на прием приводят первоклашек с жалобами на неуспеваемость. Я спрашиваю у родителей: «Ваш ребенок только начал учиться — когда же он успел не успеть?» Проблема в том, что взрослые очень часто хотят, чтобы их дети умели все и сразу. Многие родители и педагоги отказываются признать простую истину: ошибки — такая же составляющая процесса обучения, как успехи и достижения. Кроме того, разные дети осваивают материал с разной скоростью — и это абсолютно нормально, а не признак «тупости» (как, к сожалению, очень часто приходится слышать). Я ничего не имею против школьной системы образования, но нельзя не признать, что она построена на «уравниловке».
Даже когда он становится взрослым, ему по-прежнему настолько страшно ошибиться, не оправдать возложенных на него ожиданий, не оказаться лучшим, быть пристыженным и отруганным, что он выбирает бездействие. «Не знать» и «не уметь» — своего рода зона комфорта, где от вас никто ничего особенно не ждет и не требует. Важно отдавать себе отчет: соглашаясь на это, вы автоматически лишаете себя всех тех преимуществ, которые дает освоение нового. В свой страх нового многие люди вкладывают больше усилий, чем в обучение.
Как преодолеть эти страхи? Включите осознанность: «Я, которая боится, — это еще не вся Я, а лишь маленькая вибрация внутри меня». Увидьте внутри себя ту девочку, которой страшно. Чего она боится? Стыда? Ругани? Наказания? Скажите себе: «Детство прошло, сейчас я взрослая и могу действовать, несмотря на страх». На самом деле умение признать свою некомпетентность («я этого не знаю, мне нужно этому научиться») — качество зрелой личности. Когда вы сделаете это, вам останется найти курсы (литературу, преподавателя и т.д.) и начать заниматься. По сравнению со школой, у вас есть преимущество: вы можете заниматься с комфортным преподавателем, в удобном темпе. Полезно общаться с людьми, которые тоже учатся этому или уже достигли успехов в выбранной вами сфере. Такое общение окрыляет, вдохновляет, стимулирует!
А как убрать страх провала? Вообразите, что это уже произошло: вы не сдали экзамен, не получили прав на вождение. Это смертельно? Нет! Так перестаньте «заморачиваться» по этому поводу. Страх провала зачастую связан с соперничеством: мы сравниваем себя с другими, и нам кажется, что у них получается лучше. Но, во-первых, вы не знаете, с чего начинали эти «другие» и чего им это стоило. А во-вторых, сравнивать имеет смысл только себя с собой же. Сегодня у вас получается лучше, чем месяц назад? Значит, вы движетесь в верном направлении. Чем больше мы возрастаем духовно, тем меньше экзамены становятся только лишь проверкой знаний. Это еще и проверка нашего доверия к жизни и самим себе, нашей терпимости к своим недостаткам, умения прощать и любить себя. Когда с этими качествами все в порядке, страх провала исчезает сам собой.

Post Author: admin